×
У Вас установлен браузер Internet Explorer версии 9 или ниже

Для корректного отображения сайта и безопасной работы в сети Интернет рекомендуем обновить действующий браузер.

Также вы можете использовать другие браузеры, к примеру, Google Chrome, Firefox или Opera.

Две столицы Королевства Польского. Часть 1. Варшава

Заметка путешественника Польша, Варшава - Август 2011 Книга автора

Igor 11 июня 2014

3354 8 23

Собираясь "исследовать" Европу многие путешественники всегда задаются вопросом: откуда начать и как туда добраться. Для россиян, живущих в европейской части (а тем более, для украинцев и белоруссов) этот вопрос обычно решается проще: почти любой маршрут в Европу проходит через Брест в Польшу (я говорю про наземный вид путешествия). Следовательно эта страна и является первой на пути туристов. Для более "удаленных" жителей Казахстана этот вопрос не решается так явно, поскольку по-любому придется лететь самолетом (если, конечно, вы не предпочитаете долгую дорогу на поезде). Но тем не менее посетить эту страну и поговорить о ней стоит.

Итак, Польша... Сейчас эта страна не выделяется размерами как и большинство государств Восточной и Центральной Европы. По крайней мере, по сравнению с Казахстаном или с Россией она не выглядит слишком внушительной. Однако так было не всегда. Достаточно вспомнить такое название как Речь Посполитая, очень мощное государство в средние века, внушительную часть которой составляла сегодняшняя Польша и понимаешь, что эта страна обладает интересной историей и там есть что посмотреть. За мое не очень долгое пребывание в Польше мне удалось посетить два города, которые в разное время были столицами этого государства.

Моя поездка началась с Варшавы, главного города современной Польши. Несмотря на то, что город  достаточно старый, реальных исторических средневековых построек и артефактов там очень мало. А все потому, что, как известно, во время Второй Мировой войны Варшава была сильно разрушена и памятники истории соответственно. Сейчас часть старого города восстановлена, но конечно лишь в ограниченном размере. А в целом, Варшава современный мегаполис со своими предприятиями, транспортной системой и развлечениями. Правда, меня немного удивило, что там всего одна ветка метро на весь город (сейчас уже начали строить вторую), а ведь по привычке я полагал, что как в большинстве европейских столиц подземные транспортные коммуникации развиты достаточно хорошо. Ну, да ладно, в Алматы, тоже, например, пока что всего одна ветка. :-). В стиле современной архитектуры явно прослеживается влияние социализма, т.е. строения напоминают архитектуру советского времени (люди постарше, думаю, понимают о чем я говорю). Так, например, здание Дворца Науки в центре города, мне почему-то напомнило московский университет им. Ломоносова. :-). 

Здания современной Варшавы

Однако сейчас там также есть и новые современные постройки созданные в каком-то сюрреалистическом стиле и выделяющиеся из обшего городского ансамбля. В остальном, это современный город, к которым мы привыкли сейчас, постоянные стройки, не очень чистые вокзалы, грязные остановки ближе к окраинам города, и надписи на стенах, и вечно спешащие люди.

Здания современной Варшавы

Кстати, о людях... К тому времени, когда мы поехали туда, ходили слухи, что поляки недолюбливают русских, да и вообще, представителей бывшего Советского Союза. Тем более как раз недавно над Россией разбился самолет с их президентом и в связи с разборками ситуация была немного напряженная. Но это, скорее всего, только на уровне "высоких представителей". Может быть нам повезло, но в общении с местными проблем не было. Молодежь достаточно хорошо общается на английском, а среди людей старшего поколения часто встречаются люди понимающие русский язык. Сказывается долгое совместное сосуществование во времена Варшавского договора. Вследствие некоторых проблем при пересадке в Амстердаме на самолет, мы прилетели в столицу уже поздно, около 23.00 Выйдя из аэропорта мы немного растерялись, поскольку не представляли как добраться до города и найти свою гостиницу ночью. Таксистов рядом не было видно, да и других людей почти не было тоже. Нам повезло, женщина на автобусной остановке возле аэропорта оказалась русскоговорящей и объяснила нам, что автобусы еще ходят, как можно доехать до центра и какая система оплаты транспорта. Добравшись до района, где приблизительно должен был располагаться наш отель, мы опять столкнулись с тем, что на улицах почти никого нет (было уже почти 12 ночи), а несколько человек, которых мы встретили, не знали, где находится улица с нашей гостиницей. Как оказалось, сам отель располагался на довольно большой улице (Бельведерская, по-моему), но на распечатке полученной с Booking.com был указан адрес с маленькой угловой улочкой, на которой расположены всего 11 домов и соответственно ее название мало кто знает :-). Но как я уже говорил, нам везло с людьми и мы встретили молодую парочку, которые говорили на английском и найдя нужную гостиницу по навигатору в телефоне (все-таки хорошо, когда "высокие технологии" помогают) и любезно проводили нас до нее, что было очень кстати, поскольку путь до гостиницы лежал через серию поворотов и был неблизким, около 25 минут ходьбы. В любом случае, этот путь был приятным, т.к. по дороге мы пообщались с этими молодыми людьми (насколько позволил мой английский :-)).

Но обратимся к историческим местам связанным с историей города. Как уже говорилось ранее, некоторая часть старого города была восстановлена, по крайней мере, так чтобы показать как это выглядело когда-то. Именно туда, обычно, и возят туристов турфирмы. Первая точка - Замковая (или Дворцовая) площадь, достаточно большая территория вымощеная булыжником, по периметру которой расположены старинные дома и дворцы. На первых этажах, как и положено в таких случаях, :-) размещаются небольшие открытые кафе, где желающие могут посидеть с кружкой пива и порассуждать о годах минувших. Здесь же на площади расположена колонна Сигизмунда (если не ошибаюcь, Сигизмунда III) и королевский дворец.

Замковая площадь в Варшаве

Королевский дворец

Пройдя по узким старым улочкам, с традиционными магазинчиками сувениров, вы окажетесь на Старой Главной площади, по краям, которой стоят старые архитектурные шедевры, а в центре находится "Серена" - Фонтан-памятник, возле которого постоянно стараются сфотографироваться туристы. И неудивительно, ведь "Серена"- это символ Варшавы. По легенде, девушка-русалка Серена всегда была покровителем жителей этой местности и оберегала их.

Традиционные улочки старой Варшавы

Старая площадь и Символ Города

Там же, на Замковой площади, на одном из старых зданий мы увидели одного из самых почитаемых поляков (точнее, его огромный портрет), Папу Иоанна Павла Второго. Оказывается, он родом из Польши (бывший король Польши, а я и не знал об этом) и жители этой страны очень гордятся этим.

Вообще, в Польше католическая вера является превалирующей и большинство людей являются сторонниками католицизма. Об этом говорит большое количество костелов, как в Варшаве, так в других городах Польши. Архитектурно они больше представлены в готическом стиле, но бывают и отличия.

Один из многочисленных костелов Варшавы

Внутри костела

Еще одной исторической достопримечательностью этого города, восстановленной наряду с Замковой площадью и королевским дворцом, является Барбакан. Как я понял, так назывался в Варшаве фрагмент крепостной стены старого города, что-то вроде бастиона для обороны, причем достаточно крупного по тем временам. Выглядит он достаточно красиво и сейчас (да и раньше тоже) используется как Ворота из Старого города в Новый. Здесь, как в популярном у туристов месте, постоянно тусуются художники рисующие виды крепости и торговцы сувенирами :-).
 
Фрагмент старой крепостной стены города
 
Варшавский Барбакан

Приятным местом для вечерних (да и не только) прогулок, на мой взгляд, является набережная Вислы, реки протекающей через центральный город Польши. Свежий ветерок, вечерняя подсветка, гуляющие парочки, все это навевает какое-то спокойствие и романтику. Там же, вдоль набережной, куда можно выйти из Старого города, есть фонтанный комплекс, где в вечернее время гуляют люди всех возрастов и бегают дети среди подсвеченных струй воды. В целом, это не является чем-то сильно оригинальным, но если вечером вам захочется расслабиться и отдохнуть от хождений по историческим местам, то заглянуть туда стоит. Кроме фонтанов мне там понравился один интересный памятник в виде скамейки. Не помню точно, но кажется, это памятник одному из основателей водопроводной системы Варшавы. Достаточно необычный и стильный.

Возвращаясь вечером в гостиницу, я понял, что это делать лучше на общественном транспорте и еще лучше с навигатором (если он у вас есть). Поздним вечером маленькие улочки Старого города часто безлюдны и расположены достаточно криво (не так как в Алматы, перпендикулярной сеткой). В общем, заблудиться просто, тем более, что не все люди, которые там живут, "разумеют" вас. В целом, Варшава - это большой город и будьте готовы, к тому, что придется много ходить, даже если вы перемещаетесь между точками на общественном транспорте. Незнание города и отсутствие подробной карты может вылиться в прогулку от остановки до гостиницы минут на тридцать. Хотя, наверное, самостоятельных туристов, настроенных на исследование  города, это вряд ли испугает ;-).

Одним из очень красивых мест в Варшаве, на мой взгляд,  является парк-музей "Королевские Лазенки", который находится почти в центральной части города. Как я уже сказал, это парковый комплекс, где среди деревьев и аллей расположены старые дворцы и сопутствующие строения для средневековой аристократии и их слуг. Он чем-то напоминает, парк Царицино в Москве или исторический парк в Павловске (возле Петербурга). В любом случае это очень красивое и достаточно спокойное место куда можно приходить всей семьей для прогулок или одному для релаксации :-). Почти в каждом здании на территории парка расположен какой-либо музей или экспозиция, содержащая в себе картины старых мастеров или убранство польской знати. Для тех кто посетит Варшаву и решит прогуляться по "Лазенкам" советую заранее уточнить режим работы заведения, поскольку, как и все музеи он имеет время открытия и закрытия. Кроме того, там есть, так называемый, Свободный день, когда вход в парк и большинство зданий внутри него, бесплатный. Только нужно взять купоны для входа в тот или иной музей в одном из дворцов (Дворец на Воде), где находятся центральные кассы для всего комплекса.

Монумент Фредерику Шопену, великому композитору, которым поляки очень гордятся

"Дворец на воде" в парке "Королевские Лазенки"

Центральным местом данного парка, откуда обычно и начинают свой путь туристы, является бассейн (или пруд) с памятником великому композитору Фредерику Шопену, чьим наследием поляки очень гордятся. От него в разных направлениях расходятся аллеи, которые проходят под сенью деревьев и могут привести к тому или иному историческому зданию. Там же присутствуют еще памятники, например, памятник Генриху Сенкевичу на одной из аллей. Если погода хорошая, то там можно получить прекрасные пейзажные фотографии, которые потом будут вам напоминать об этих местах (по крайней мере, когда я пересматриваю их, у меня возникает желание снова погулять там). В зависимости от того, сколько дворцов и особняков вы хотите обойти, вам придется выделить от двух до четырех часов (а может и больше) для неспешной и продуманной прогулки. Еще одно знаковое место, которое находится рядом с входом в парк - Памятник маршалу Пилсудскому, человеку, который сыграл важную роль в истории Польши (его называют создателем польской армии). И парк и памятник Пилсудскому находятся  недалеко от посольства России в Польше (если, конечно, такие ориентиры являются полезными для кого-то).

Еще одним памятником истории в Варшаве является мемориал памяти жертв фашистского террора по отношению к польским евреям. Мы натолкнулись на него случайно и первое что обратило на себя внимание это надпись "Помник жидовски". То, что евреев называли жидами, слышали многие, но всегда это воспринималось как нечто пренебрежительное или даже оскорбительное. Но оказалось, что именно так на польском языке и звучит "евреи". По крайней мере, для меня это была новость. Поскольку во время Второй Мировой войны гонения на польских евреев были очень сильные, то в этой стране очень много мест, связанных с этой вехой в истории.

Мемориал жертвам холокоста в Варшаве

В частности, мы еще вернемся к этой теме в разговоре о Кракове.

Ради справедливости стоит немного остановиться на транспортной системе Варшавы (да и Польши в целом).  Как и во многих городах Европы, общественный транспорт развит достаточно хорошо и с достаточно гибкой системой оплаты, т.е. можно платить за один проезд, а можно купить абонемент на сутки или трое. Все это распространяется на все виды наземного городского транспорта. И купить их можно либо в специальных автоматах, либо в газетно-табачных киосках в городе. Большее использование имеют автобусы и трамваи (метро там, как я уже говорил, не очень развито) и поэтому там как-то привычнее перемещаться. Хотя, как показывает опыт, туристы обычно используют транспорт только для выезда из гостиницы и возвращения в нее, остальное – на своих двоих :-). Железнодорожная система коммуникаций тоже достаточно удобна и непривычна для нас: там ходит много поездов (типа, электрички) и для того чтобы попасть в другой город, можно в кассе или в автомате указать место прибытия и время начиная с которого вы поедете. Билет будет действовать с этого времени в течение суток. Т.е. если не успели сесть на свой поезд, то можете сеть на любой другой, идущий в этом направлении и все будет законно. Я сначала не мог понять эту систему, и мне приходилось несколько раз уточнять это (все-таки мы привыкли, что наши билеты на конкретный поезд в конкретное время). А поскольку поездов ходит много, то в любом случае есть шанс доехать в нужное место в тот день. Есть правда и отличия: как и у нас, есть поезда обычные и скорые, типа InterCity. По комфорту и времени следования они отличаются и по стоимости, соответственно тоже :-).

Но этот плюс может иногда выйти боком. Так мы, переезжая в Краков, пошли на вокзал, купили билеты и побежали на перрон искать свой поезд. Трудность состояла в том, что на билетах все пишется на польском языке перронов и путей возле них достаточно много (и то, и другое обозначается цифрами).  Мы увидели на ближайшем пути поезд, я спросил у стоящего рядом человека "Краков?" и он махнул мне, мол, "да". Мы быстро сели, поезд уже готов был тронуться и со спокойной совестью отправились в путь. Сюрприз открылся часа через полтора, когда кондукторы пришли проверять билеты (у них не проверяются на входе, а в течение поездки кондукторы-контроллеры  проверяют их в вагонах).  Посмотрев на наш билет два раза, кондуктор сказал нам, что мы едем не на том поезде, и он идет не в Краков, а в Катовице (промышленный город недалеко от границы с Чехией). Наши объяснения, что нам указали на этот поезд на вокзале, ситуацию изменить не могли, но как я писал ранее, нам повезло с людьми. Кондуктор оказался понимающим и не стал высаживать нас, а объяснил, как нам в этой ситуации все-таки попасть в Краков. В результате мы, доехав  до Катовице, вынуждены были дождаться другого поезда идущего в нужном направлении.  В общем, для чего я все это писал. ;-) Даже при такой удобной системе транспорта, советую на вокзал приходить пораньше и несколько раз уточнять туда ли идет выбранный вами поезд. Все-таки взаимное «неразумение» может завести вас совсем не туда, куда планировалось.

В общем, правдами и неправдами, мы добрались до другого столичного города Польши – Кракова. Но об этом в следующий раз…

Отзывы и впечатления о поездке:

Интересные исторические места, доброжелательные люди. Хорошая система общественного транспорта

Не имея карты и не зная какой автобус ходит до гостиницы, можно долго искать как добраться.туда. Тяжело разобраться на ж/д вокзале к какому поезду нужно выходить. Но тут поляков винить нельзя. Это их система и в ней надо разбираться самим.

КОММЕНТАРИИ

Sam

12 июня 2014

Зачитался я и не заметил как закончился рассказ ,очень интересно! Здание Дворца Науки точно как МГУ, сразу в глаза бросается сходство :)) Удивило, что в 12 часов ночи в аэропорту нет таксистов. С поездом ошибочка вышла, но зато заодно и в Катовице проездом побывали :)

Maks

г.Алматы

12 июня 2014

Ух ты, я тоже зачитался! По вашим заметкам можно изучать историю и географию одновременно! радует, что везде есть доброжелательный народ, готовый всегда прийти на помощь.

Madina

Алматы

12 июня 2014

Igor, большое спасибо за уникальную заметку, вспомнились советские времена, когда все лето показывали фильм "4 танкиста и собака", польские мультики, а еще нам привозили резиновую жвачку pedro - это было круто! Удивило, что основателю водопроводной системы поставили памятник, у нас до такого бы никто не догадался :) Буду ждать продолжения!

Alisher

Алматы

12 июня 2014

Я знаю, что Папа Римский поляк, а вот как звучит по-польски слово еврей узнал благодаря этой заметке :)

Danara

г.Алматы

13 июня 2014

Igor, большое спасибо за содержательную и подробную экскурсию! Веселая у вас была поездка, особенно когда ехали в город Краков:)

Igor

Алматы

13 июня 2014

Спасибо всем за добрые слова о заметке. Рад, что людей заинтересовали мои хождения по Польше :-). Я конечно не претендую на точное описание историко-географических данных путешествия, но то, что запомнилось, этим рад поделиться :-). Sam, как я понял, в европейских странах таких "бомбил" возле аэропортов в вокзалов нет, как у нас. Там чаще все делается по вызову. Но, увы, не все путешественники смогут легко ориентироваться в местных системах и правилах :-(.

Igor

Алматы

13 июня 2014

Alisher, я тоже про польский перевод "евреев" узнал только тогда. Да и вообще, в их языке иногда встречаются забавно звучащие слова (с нашей точки зрения).

04dias04

Алматы

13 июня 2014

Язык у них забавный и шепелявый, на 13 фотографии фонтан при ночном свете издалека напомнил танцующие фигурки, может даже шахматные, а может это мое воображение. Igor, браво!
или , чтобы оставить комментарий.