×
У Вас установлен браузер Internet Explorer версии 9 или ниже

Для корректного отображения сайта и безопасной работы в сети Интернет рекомендуем обновить действующий браузер.

Также вы можете использовать другие браузеры, к примеру, Google Chrome, Firefox или Opera.

Неизведанный Узбекистан или «нашествие казахов» в Самарканд, Бухару и Ташкент! Часть ІІ.

Заметка путешественника Узбекистан, Самарканд - Март 2015 Книга автора

Balkhash 20 марта 2016

6379 4 14

Путешествие в Узбекистан, город Самарканд.
Первая половина второго дня (21.03.2015г.).
Мы – семья из 4-х человек, то есть я со своей супругой и с двумя маленькими детьми, воспользовавшись 5 дневными праздниками на Наурыз, прилетели в Узбекистан и дальше поехали на поезде в Самарканд.

Карта империи Амир Тимура

Здесь я хочу отметить несколько причин, благодаря которым мы отправились в Узбекистан.
1. Американское издание The Huffington Post опубликовало список 15 перспективных туристических маршрутов на 2015 год, куда вошел и Узбекистан и мы решили, что обязательно нужно посмотреть соседнюю страну.
2. Узбекистан входит в число 20 перспективных стран Мира по развитию туризма.
3. По Евроньюс постоянно крутят сюжеты, где показывают древние города Узбекистана Бухару, Самарканд и Хиву, это тоже заинтересовало нас, эти города внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
4. И самый и немаловажный фактор, это то, что есть прямой рейс из Астаны в Ташкент.
Как и другие ирано-тюркские страны 21 марта праздник «Навруз» в Узбекистане считается официальным праздником. Одной из наших целей это своими глазами увидеть праздник «Навруз» в Узбекистане. Нас ждут голубые купола Самарканда, воспетые легендарной узбекской группой «Ялла».

Могила Амир Тимура, его потомков и духового учителя

Итак, мы проснулись рано утром, где-то в 6 часов. Быстро позавтракав, спустились вниз, где нас ждал Искандер с туристкой компании, сели на автомашину узбекского производства (как то непривычно, что в Узбекистане видишь только автомобили местного производства, иностранных автомашин практически очень мало, хотя они тоже есть). Так как наш отель находился сравнительно недалеко от вокзала, то мы быстро доехали до места назначения. Мы были удивлены малым количеством пассажиров на вокзале. Чтобы попасть во внутрь вокзала, нужно пройти несколько тщательных проверок. Обычная процедура проверок документов и багажа, но такое ощущение как будто находимся в особо охраняемой зоне (так называемой «зеленой зоне») в Кабуле или в Багдаде.

Древний Самарканд

Так как мы приехали в Узбекистан с маленькими детьми, заранее забронировали билеты на самолет и на поезда (на внутренние рейсы), чтобы путешествие было максимально удобным, приятным и безопасным.
На фирменном поезде «Афросияб» (это типа как наш «Тальго») мы, буквально через 2-2,5 часа, оказались в Самарканде.
Вагоны чистенькие, нас угостили чаем, соком и бутербродом, можно послушать музыку или посмотреть телевизор. Расстояние между Ташкентом и Самаркандом в принципе небольшое (по нашим Казахстанским меркам). По дороге остановились только в городе Гулистан. Пассажиры в основном жители Узбекистана, но и много иностранцев, которые, как и мы едут в Самарканд.
Что интересно, глядя с окна поезда, видим обработанные поля, а на участках возле домов с раннего утра трудятся и стар и млад (и это в 8-9 утра). Идиллия какая-то!

Чаша для гранатового сока (говорят, что Амир Тимур любил пить с этой чаши)

Так мы и быстро доехали до Самарканда, это было ориентировочно где-то в 10.10 часов утра.
На вокзале Самарканда нас ждала та же процедура, как и на вокзале Ташкента. Проверка с особым пристрастием, хотя я понимаю, что это для безопасности самих же людей. А ведь еще скоро в Узбекистане (как и у нас) президентские выборы (которые намечены на 29 марта).
На вокзале нас встретили представители туристкой компании. Сев на микроавтобус, мы первым делом поехали в Регистан, я спрашиваю у гида Дили, нам же нужно поехать в отель, переодеться, принять душ и т.д. На мой вопрос, она ответила, что отель забронирован только с 12.00 ч. У нас не было выбора, пришлось сесть на микроавтобус компании (ведь трансфер включен в сумму) и тронулись в сторону исторической части города.

Сувенирная лавка в Самарканде

Главное отличие Самарканда от Ташкента то, что в Самарканде чувствуется, что он имперский город, все построения и здания говорят сами за себя (в отличие от Бухары исторические здания разбросаны по всему городу). Диля конечно, интересный гид, но иногда мне кажется, что как и другие многие гиды, она также по ходу придумывает какие-то истории, которых на самом деле не было (чтобы заинтересовать казахских туристов). Но, откуда ей знать, что прежде чем, куда-нибудь поехать, я долго готовлюсь, читаю и ищу информацию о той стране или о городе.
Для нас стало шоком, что праздник «Навруз» в Самарканде отметили уже 19 марта. На наш вопрос, как так, что мы же приехали увидеть Навруз, сказали, что вообще-то праздник отмечают именно 21 марта, но в каждом регионе по указанию сверху (центра) отмечают в разные дни (до или после). Самое интересное, жители сами не знают, когда отметят праздник, их просто ставят перед фактом, то есть 19 марта Навруз отметили в Самарканде, 20 числа где-нибудь в другом городе (или в другой области), а 21 марта в Ташкенте праздновали с большим размахом. Но, сумаляк мы все равно нашли и попробовали, правда, на базаре, вкус немного приторный.

Древние стены Самарканда

Немного о сумаляке.
(Из Википедии: В древности сумаляк в качестве ритуального блюда готовили перед началом весенних посевных работ. Сумаляк готовят из проросших зёрен пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле с добавлением муки в течение 20—24 часов. Туда также добавляются небольшого размера камни (которые, естественно, в пищу не употребляются. Они используются для уменьшения риска подгорания сумаляка на дне казана. Также существует поверье, что если такой камень попадется вам во время еды, то надо загадать сокровенное желание и оно обязательно сбудется). Считается, что сумаляк нужно готовить с песнопениями, танцами и шутливыми, весёлыми припевками. После охлаждения блюдо подаётся к столу. Также считается, что это блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.).

Путешественники

Теперь вернемся к основной теме нашего путешествия - города Самарканда.
Самарканд – второй по величине город в Узбекистане после Ташкента, население более 0,5 млн. человек (по официальным данным). Древняя столица империи Амир Тимура. Здесь же находится обсерватория Улугбека, внука Амир Тимура. Самарканд ровесник самого Рима. В средние века, когда население самых крупных городов Европы - Парижа и Лондона еле достигали 100 000 человек, население Самарканда насчитывало 200 000 человек.

Медресе Шердор, построенный по приказу Жалантос бахадура (казахского батыра правившего в Самарканде)

Вот что писал о Самарканде свое время завоеватель Индостана, основатель империи Моголов, уроженец Мавреннахра, великий Бабур в своем произведении «Бабурнаме» более пятисот лет тому назад (его «Бабурнаме» я читал еще в школьные годы на казахском языке, очень увлекательное произведение):

Деревянный водопровод (в средние века использовали в Самарканде)

«СОБЫТИЯ ГОДА ДЕВЯТЬСОТ ТРЕТЬЕГО (1497-1498).
В обитаемой части земли мало городов таких приятных, как Самарканд. Он находится в пятом климате, долгота его 99 градусов 56 минут, широта — 40 градусов и 40 минут. [Главный] город [области] — Самарканд, а всю область называют Мавераннахр. Так как ни один враг не захватил Самарканд силой и победой, то его называют «[город], хранимый [Аллахом]». Самарканд стал мусульманским во времена достойнейшего повелителя правоверных Османа, из сподвижников пророка там умер Кусам Ибн Аббас. Его могила находится за воротами Ахании, теперь она известна под названием Мазар Шаха.

Самаркандские орнаменты

Самарканд построен Искандером; народы моголов и тюрков называют [его] Симизкенд. Тимур бек сделал Самарканд [своей] столицей; раньше Тимур бека ни один государь столь великий, как Тимур бек, не объявлял Самарканд столицей. Я приказал обмерить шагами поверху внутреннюю стену крепости — вышло десять тысяч шестьсот шагов.».

Книга Рузбихана о жизнеописании Амир Тимура

Значит, первым делом мы поехали в Регистан. Мои ощущения не передать словами, это надо видеть своими глазами. Тимур, когда завоевывал другие города и страны, привозил оттуда мастеров разных дел и расселял в окрестностях Самарканда, так и появились населенные пункты: Шам, Багдад, Шираз и т.д. Сам Тимур выходец из тюркизированного монгольского рода барлас. Так как он не был чингизидом, он не мог быть ханом, а стал только амиром. Во времена своего правления он завоевал многие сопредельные государства, разорил Индостан, дошел до Сарай-Берке (кыпчакские степи), воевал с еще одним тюркским правителем – Баязит султаном. Если он не напал бы на Золотую Орду, если бы он не воевал с Баязитом, может быть, история развивалась бы по-другому, кто знает? Но, историю делают такие личности как Амир Тимур, Улугбек.

Эти двери ровесники самого Амир Тимура

В Регистане мы посмотрели медресе Улугбека (1417—1420), медресе Шердор (1619—1636) и медресе Тилля-Кари (1646—1660). Каждый из этих зданий, лучше, чем предыдущее здание. В медресе Шердор есть рисунок с мифическим барсом, который изображен также и на национальной валюте Узбекистана. Слово «шер» с персидского переводится как лев. Любуясь красотой Регистана, мы потратили не менее 2-х часов своего времени. Между делом Диля (наш гид), как бы невзначай, показывала товары местного производства, то есть выступала в роли торгового агента. Здесь мы купили много разных вещей для своих родственниц (правда, потом пожалели, их можно было бы приобрести и на базаре).

Станы древнего Самарканда

Подозреваю, что за каждого приведенного клиента, полагается определенная сумма и ей (на это я пониманием отношусь, каждый старается заработать свой кусок хлеба). После мы поменяли свои доллары на сумы, официальный курс 1 доллара – 2500 сумов, на черном рынке курс от 3700 до 4000 сумов (кстати незаконный обмен валюты карается по всей строгости закона). Поменяв доллары на сумы и по дороге, оставив Дилю (у нее выделенное для нас время закончилось), мы поехали с водителем пообедать, нашли хорошее кафе, наелись кима-шашлыка (қима-кәуап) и многих других блюд (и первое и второе, название которых не помню). После поехали к себе в гостиницу. Немного отдохнув, решили осмотреть и другие достопримечательности Самарканда. Нашли местного водителя, договорились за 50$, что в течение второй половины дня он будет возить нас на исторические памятники. Правда за экскурсию каждого исторического памятника пришлось раскошеливаться самим (от 3,5 до 5$). Стоимость билетов разная, то есть цена билетов иностранцам обходится дороже. Так как мы внешне немного отличаемся от местного населения, у нас всегда спрашивали откуда мы, в основном принимали за каракалпаков. Хотя я только по телевизору слышал как звучит каракалпакская речь, видимо каракалпаков знают больше, чем местных казахов, не знаю, но для нас это осталась загадкой (Автономная Республика Каракалпакстан входит в состав Узбекистана). Мы никогда не притворялись, будто мы граждане Узбекистана и покупали билеты за экскурсии и в Самарканде и в Бухаре.
С Самаркандом связана еще одна легендарная личность – этнический казах Жалантос бахадур (Жалаңтөс баһадүра братья узбеки считают его своим, хотя прямые потомки по сегодняшний день проживают на территории Кызылординской области). Правитель Самарканда немало сил и энергии отдал на развитие Самарканда, при этом не забывал, что он из Дешти Кипчака. Когда на казахов напали джунгарские войска, он направил сарбазов своим сородичам на помощь им (Орбулакская битва).
Не менее легендарная личность, чем Амир Тимур и Жаланос бахадур – это Улугбек. Улугбек полный антипод Амир Тимура. Во время его правления Самарканд стал центром всемирной науки. Он любил науку, построил обсерваторию. Позже его убили завистники.

Самарканд (внутренние стены)

Вот что пишет о нем (Улугбеке) и его знаменитом обсерватории Бабур в своем «Бабурнеме».
«Другая высокая постройка Улуг бек мирзы — обсерватория у подножья холма Кухак, где находится инструмент для составления звездных таблиц. В ней три яруса. Улуг бек мирза написал в этой обсерватории «Гургановы таблицы», которыми теперь пользуются во всем мире. Другие таблицы употребляют редко. Раньше пользовались «Ильхановыми таблицами», которые составил Ходжа Насир-и Туси во времена Хулагу хана в Мараге. Хулагу хан — это тот, которого называют также Иль-ханом.
По-видимому, во [всем] мире было построено не больше семи или восьми обсерваторий. Из них одну обсерваторию устроил халиф Ма'мун, в ней написали «Ма'муновы таблицы». Битлимус тоже [когда-то] построил обсерваторию; другую обсерваторию построили в Хиндустане, во времена раджи Бикрамаджита Хинду, в Удджайне и Дхаре, то есть в государстве Мальва, которое ныне называется Манду. Этими таблицами пользуются теперь индийцы в Хиндустане. Со времени постройки этой обсерватории прошло тысяча пятьсот восемьдесят четыре года.

Мой султан!

Тимур бек поручил управление Самаркандом Джехангир мирзе, а после смерти Джехангир мирзы — его старшему сыну Мухаммед султану ибн Джехангиру. Шахрух мирза отдал всю область Мавераннахра своему старшему сыну Улуг бек мирзе; у Улуг бека ее отнял Абд ал-Латиф мирза, его сын. Ради благ сей скоротечной и преходящей жизни он сделал мучеником такого ученого и старого человека, как его отец. Год смерти Улуг бек мирзы правильно указан в таком тарихе:
Улуг бек — море знаний и разума,
Опора основ земной жизни и веры
Из-за Аббаса вкусил мед мученичества,
И стали тарихом его смерти [слова]:
«Аббас убил».
Однако он сам [Абд ал-Латиф] властвовал не более пяти-шести месяцев. Хорошо известен такой стих:
Отцеубийце не приличествует царская власть,
Если станет он государем, то не
более, как на шесть месяцев.
Тарих его [смерти] тоже хорош:
Абд ал-Латиф был славен, как
Хосрой и Джемшид,
В числе его рабов — Феридун, Зардушт;
Баба Хасан убил его, в пятницу вечером стрелой,
Напиши же его тарих —
«Баба Хасан убил».

Архитектура Самарканда

Самарканд всегда привлекал своим величием, недаром Тимур хотел его сделать столицей Мира.
И чужестранцы хотели завладеть и завладели городом, это были монголы, арабы, персы и кочевники с Дешти-Кипчака и царская Россия.
Вот что пишет Бабур в своем «Бабурнаме» о Самарканде.
«Самарканд — удивительно благоустроенный город. У этого города есть одна особенность, которая редко встречается в других городах: Для каждого промысла отведен отдельный базар и они не смешиваются друг с другом. Это прекрасный обычай. Есть там хорошие пекарни и харчевни.
Виноград, дыни, яблоки, гранаты, да и вообще все плоды там хороши, но два сорта самаркандских плодов особенно славятся: самаркандские яблоки и самаркандский [виноград] «сахиби».
Лучшая бумага в мире получается из Самарканда, вся вода для бумажных мельниц приходит с Кан-и Гила. Кан-и Гил находится на берегах Сиях-Аба, этот ручей называют также Аб-и Рахмат. Еще один самаркандский товар — малиновый бархат. Его вывозят во все края и страны».

Бобо!

Я хотел бы добавить сюда и Самаркандских сладостей и знаменитый Самаркандский хлеб.
Отдельно нужно остановиться на халве, так как таких видов халвы я в Казахстане не видел. Мне кажется Самаркандские какие-то особенные, и я их раньше не пробовал.

Обсерватория Улугбека

После обеда посмотрели и другие достопримечательности Самарканда, такие как Обсерватория Улугбека и мемориальный музей Улугбека, мечеть и мавзолей Биби ханум, мавзолей Шахи Зинда, мавзолей Ходжа Дониера (пророка Даниила). Успели съездить и посмотреть Сиобский базар, почувствовать дух настоящего Восточного базара и немного поторговались. Это тоже целое искусство. А самаркандцы умеют торговаться, это у них в крови. Еще я заметил, что самаркандцы, как и бухарцы полиглоты, многие знают три или четыре языка, а то больше. Все-таки торговцам нужно найти общий язык со всеми клиентами, и этого требует этикет, когда ты должен знать язык своего покупателя.

Самаркандские изделия

Самарканд бесспорно узбекский город, но и здесь чувствуешь наследие персидской культуры, таджикского языка, правда который постепенно сдает свои позиции. Самарканд - это синтез кочевой и земледельческой культуры.
Но об этом в следующий раз.

Продолжение следует.

Потомок Дешти Кипчака в Мавреннахре!

Отзывы и впечатления о поездке:

Архитектура Самарканда, чувствуется величие былой империи